Элементы новизны машины

В описании машины, содержащемся в сообщения Парижской Академии наук, Б. С. Якоби, в частности, писал: «Полезная работа этого аппарата, измеренная прибором, аналогичным тормозу Прони, эквивалентна работе поднятия груза в 10-12 фунтов на высоту в один фут в секунду. Успешная работа этой машины обусловлена удачной конструкцией жиретропа или коммутатора, осуществляющего перемену полюсов восемь раз за один оборот, т.

е. s 1/2 или 3/4 секунды (обычная скорость вращения машины)…»

Как видно, здесь содержатся результаты испытаний машины, подчеркивается важность новой детали – коммутатора, и приводятся цифры, позволяющие судить о характеристиках работающего двигателя. Например, пользуясь современной системой единиц, можно подсчитать мощность двигателя, составлявшую примерно 15 Вт.

Элементы новизны машины были настолько своеобразны, что Б. С. Якоби приводит сравнение ее с паровой машиной в духе, вполне созвучном той эпохе: «Механизм мотора очень несложен по сравнению с паровой машиной: нет ни цилиндра, ни поршня, ни клапанов и т.д., изготовление которых требует очень тонкой работы и стоит больших средств; нет также трения, благодаря которому теряется больше половины всей производимой работы; в этой машине потерю составляет только трение в подшипниках.

Далее, машина эта дает непосредственное постоянное круговое движение… кроме того, нет опасности взрыва».

Изобретатель был увлечен идеей создания экономичного электродвигателя и не сумел избежать типичного заблуждения своего времени, заявив: «Наконец, чтобы коротко определить всю значительность новой силы, можно сказать: в электрической машине скорость не стоит денег».

Но не следует строго осуждать ученого за эту фразу: закон сохранения и превращения энергии я полном его понимании еще не был известен, соответствующие работы Майера, Джоуля и Гельмгольца были еще впереди (40-е годы прошлой столетия).


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .