Якоби

Однако Якоби не мог еще обнаружить принципиального недостатка двигателей со стержневыми электромагнитами, в этих двигателях происходит постоянное включение и выключение катушек, и магнитное поле то создается, то исчезает. На создание поля в машине непрерывно требуется электрическая энергия, которая при отключении катушек преобразуется в тепло.
Поэтому по логике развития вскоре должны были появиться непрерывные обмотки, которые обеспечивают электромеханическое преобразование энергии в установившемся режиме без изменения энергии.

Рассмотренные электродвигатели действовали по принципу взаимного притяжения и отталкивания магнитов или электромагнитов, вращающий момент на валу отличался непостоянством, ив связи с попеременными притяжениями и отталкиваниями стержневых якорей действие таких электродвигателей было пульсирующим.
При столь резких и частых изменениях вращающего момента и при указанных выше низких технико-экономических показателях подобных электродвигателей, их применение в системе электропривода представлялось малоперспективным.

Некоторые из электродвигателей, построенные в 40-60-х годах XIX в., действовали на принципе втягивания стального сердечника в соленоид. Получавшееся при этом возвратно-поступательное движение преобразовывалось посредством балансира или шатунно-кривошипного механизма во вращательное движение вала, снабженного для равномерности хода маховыми колесами, например, электродвигатель Бурбуза (рис. 4.11).
Как видно из конструкции электродвигателя, мысль его изобретателя находилась в плену кинематических схем паровых машин, в которых возвратно-поступательное движение штока поршня преобразовывалось во вращательное движение вала посредством балансира, кривошипно-шатунного механизма и т.п.
Как например электродвигателя, обладавшего признаками, характерными для первого этапа и получившего известность, можно указать на конструкцию французского механика и оптика Поля Густава Фромана.
Этот двигатель работал на принципе притяжения железных пластин электромагнитами, направление тока в обмотках которых изменялось коммутатором. В статье д. А. Лачинова «Электромеханическая работа», публикация которой началась в первом номере первого русского электротехнического журнала «Электричество» (1880 г.), приводятся следующие данные о двигателе Фромана, демонстрировавшемся на Всемирной выставке в Париже в 1867 г.: мощность – 1 л.с., масса – 47 пудов (769 кг) и кпд – 22%. Для сравнения укажем, что современный электродвигатель постоянного тока соответствующей мощности весит примерно в 13 раз меньше.

Рис. 4.11. Электродвигатель Бурбуза 1-2 – катушки электромагнитов с втягивающимися сердечниками; 3 – переключатель


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .