АнтонноПачинотти

Новый, третий этап в развитии электродвигателей постоянного тока, связан с разработкой конструкций, содержащих непрерывную обмотку на якоре. Конструктивно якорь выполнялся сначала в виде кольца или полого цилиндра с обмоткой кольцевого типа, когда провод при намотке пропускался через внутреннюю полость, затем стали выполнять цилиндрические сердечники с обмоткой барабанного типа, когда провод размещался только на наружных поверхностях сердечника.

В обоих случаях линии магнитного потока входили в сердечник якоря перпендикулярно поверхности цилиндра, а не в торец, как при стержневом якоре.

Первым конструкцию кольцевого якоря предложил в 1860 г. студент (впоследствии профессор) Пизанского университета АнтонноПачинотти (1841-1912 гг.).

Электродвигатель Пачинотти состоял из якоря кольцеобразной формы, вРащаюшегося в магнитном полеатектромагнитов (рис. 4.12). Якорь, имеющий форму стального кольца с зубцами (наличие зубцов уменьшало магнитное сопротивление и облегчало крепление обмотки) и латунными спицами, укреплялся на вертикальном валу. На кольце между зубцами якоря наматывались катушки, концы которых подключались к пластинам коллектора, расположенного на нижней части вала.
Подвод тока к пластинам коллектора осуществлялся роликами. Обмотка электромагнитов, снабженных полюсными наконечниками, включалась последовательно с обмоткой якоря, т.е. согласно современной терминологии, машина имела последовательное возбуждение.

Вращающий момент в электродвигателе Пачпнотти был практически постоянным. Габариты двигателя были невелики по сравнению с размерами других электродвигателей равной мощности. Основное значение работы Пачинотти состоит в том, что им был Сделан следующий важный шаг на пути создания современной машины постоянного тока: явнополюсный якорь заменен неявнополюсным. К этому следует еще добавить удобную схему возбуждения й коллектор, по существу, современного типа.

А вот как сам изобретатель оценивал достоинства своей машины (опубликовано в 1863 г.): «В принятом расположении ток не перестает циркулировать в обмотках, и машина двигается не толчками, которые следуют друг за другом более или менее часто, но парой сил, которая действует непрерывно… Кольцеобразная конструкция якоря способствует… наименьшей затрате живой силы на толчки и трение…
Выступающие наконечники неподвижного электромагнита, продолжая действовать на зубцы магнитного колеса и охватывая очень большое их число, не останавливают своего действия пока в них остается магнетизм… Искры увеличиваются в числе, но очень уменьшаются в интенсивности, так как отсутствуют сильные экстра-токи при открытии цепи, которая может быть всегда закрытой, и только когда машина действует, индуктивный ток продолжается в направлении, противоположном направлению тока батареи».
Далее он говорит о том, что эта машина может быть превращена в генератор, если заменить электромагниты, возбуждающие поле, на постоянные магниты.

Из приведенных рассуждений изобретателя следует, что он достаточно отчетливо понимал физические процессы в электродвигателе и пришел к мысли об обратимости электрической машины, но не знал еще принципа самовозбуждения, почему и считал нужным при обращении двигателя и генератор заменить электромагниты постоянными магнитами.

Рис. 4.12. Электродвигатель Пачиногги


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .