Последний период

Последний период в развитии генераторов переменного тока начинается в 90-х годах прошлого столетия, после того как возникло производство трехфазных машин с шихтованными сердечками и барабанными якорями.

Как известно, электрическая машина обратима. С этой точки зрения принципиальных трудностей для построения двигателей переменного тока не было. Уже в 1841 г. Ч. Уитстон построил синхронный электродвигатель, основанный на взаимодействии постоянных магнитов и электромагнитов переменного тока.

Из-за отсутствия начального вращающего момента пуск всех однофазных синхронных двигателей был затруднен. Такие электродвигатели нуждались в дополнительных разгонных двигателях и поэтому не могли получить широкого распространена.

Как на исторический казус укажем на систему электропривода, применявшуюся в Англии и Франции инженером С. Ц. Ферранти в конце 80-х годов: на вал каждого синхронного электродвигателя был посажен разгонный двигатель внутреннего сгорания или коллекторный двигатель переменного тока, по мере разгона главный двигатель втягивался в синхронизм и далее работал самостоятельно.

В сетях однофазного тока применялись коллекторные двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением. При питании этих двигателей переменным током направление основного магнитного потока изменялось одновременно с изменением направления тока в якоре и, следовательно, вращающий момент имел постоянное направление.

Венгерские инженеры М. Дери и О. Блати впервые предложили применять такие коллекторные однофазные двигатели в 1885 г. Однако широкого распространения эти двигатели тоже не нашли вследствие чрезмерного нагрева сердечников электромагните вихревыми токами и тяжелых условий коммутации, вызвавших сильное искрение на коллекторе. Эти недостатки устранялись применением дополнительных полюсов. однако они оказались неэффективными в пусковых условиях.

Поэтому коллекторный однофазный двигатель нашел весьма ограниченную область применения. В настоящее время он используется главным образом для бытового электрохода и на электрифицированных железных дорогах фазного тока.