Никола Тесла

Никола Тесла, один из самых известных и плодовитых ученых в области электротехники, начинавший и 80-х годах прошлого века свою научную карьеру, получил только и области многофазных систем 41 патент.
Некоторое время Тесла работал в Эдисоновской компании в Париже (1882-1884 гг.), а затем переехал в США. В 1888 г. все свои патенты по многофазным системам Тесла продал главе известной фирмы Джорджу Вестпигаузу, который в своих планах развития техники переменного тока (в противовес компании Эдисона) сделал ставку на работы Тесла.


Впоследствии Тесла много внимания уделял технике высоких частот (“трансформатор Тесла”) и идее передачи электроэнергии без проводов. Интересная деталь: при решении вопроса о стандартизации промышленной частоты, а диапазон предложении был от 25 до 133 Гц, Тесла решительно высказался за принятую им для своих опытных установок частоту 60 Гц. Тогда отказ инженеров Вестингауза от предложения Тесла послужп.ч начальным импульсом для ученого, решившего расстаться с Вестингаузом. Но вскоре именно эта частота была принята в США в качестве стандартной.

В патентах Тесла были описаны различные варианты многофазных систем. В отличие от Феррариса Тесла полагал, что многофазные токи след чет получать от многофазных источников, а не пользоваться фазосмещающими устройствами. Утверждая, что двухфазная система, являясь минимальным вариантом системы многофазной, окажется и наиболее экономичной, Тесла, а вслед за ним и фирма Вестингауза, основное внимание сосредоточили именно на этой системе.

Схематически система Тесла в ее наиболее характерной форме представлена на рис, 6.4, слева изображен синхронный генератор, справа – асинхронный двигатель. В генераторе между полюсами вращались две взаимно перпендикулярные катушки в которых генерировались дна тока, сдвинутые по фазе на 90.
Концы каждой катушки были выведены на кольца, расположенные на валу генератора (на чертеже для ясности эти кольца имеют различные диаметры). Ротор двигателя тоже имел обмотку в виде двух расположенных под прямым углом друг к другу замкнутых на себя катушек.

Рис, 6.4, Конструктивные схемы генератора и двигателя Тесла


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .