Михаил Осипович Доливо-Добровольский

Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862-1919 гг.) родился в пригороде Петербурга, в городе Гатчине, а закончил! реальное училище в Одессе, где его отец издавал местную газету «Правда». С 1878 г. он учился в Рижском политехническом институте, но закончить обучение ему не удалось, так как за участие в студенческих волнениях в год цареубийства (1881 г.)

он был отчислен. Завершил он образование в Германии, в Высшем техническом училище города Дармштадта, в котором большое внимание уделялось практическим применениям электричества.

В этих благоприятных условиях природное дарование, трудолюбие и изобретательский талант Доливо-Добровольского; помогли ему быстро выдвинуться в число лучших студентов, и в 1884 г. после успешного окончания училища он был оставлен в нем в должности ассистента. Руководство кафедры, высоко оценившее его эрудицию, поручило ему преподавание нового самостоятельного курса по практическому применению Электрохимии.

Вскоре произошли события, оказавшиеся счастливыми для молодого преподавателя: на него обратил внимание энергичный предприниматель Эмиль Ратенау, возглавивший только что откупившуюся от эдисоновской компании и ставшую самостоятельной фирму АЭГ (Всеобщая компания электричества). Русский инженер занял должность шеф-электрика фирмы.

Осенью 1888 г. Доливо-Добровольский прочел доклад Феррариса о вращающемся магнитном поле и был крайне удивлен его выводом о практической непригодности индукционного электродвигателя.

Еще до этого Даливо-Добровольский заметил, что если замкнуть накоротко обмотку якоря двигателя постоянного тока при его торможении (т.е. в опыте динамического торможения), то возникает большой тормозящий момент. «Я тотчас же сказал себе, – вспоминал позднее Даливо-Добровольский, – что если сделать вращающееся поле по методу Феррариса и поместить в него такой короткозамкнутый якорь малого сопротивления, то этот якорь скорее сам сгорит, чем будет врашаться с небольшим числом обе рогов. Мысленно я прямо представил себе электродвигатель мнгофазного тока с ничтожным скольжением».

Так Доливо-Добровольский пришел к выводу о нецелесообразности изготовления обмотки ротора с таким большим сопротивлением, при котором ротор имел бы скольжение около 50%. стержнях обмотки малого сопротивления при небольшом скольжении возникнут токи, которые в достаточно сильном пате стато создадут значительный вращающий момент.

Усиленная деятельность в этом направлении в необычайно короткий срок привела к разработке трехфазной электрической системы и совершенной, в принципе не изменившейся д настоящего времени конструкции асинхронного электродвигателя.


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .