Новое затруднение

Важным достижением Доливо-Добровольского явилось также то, что он отказался от выполнения двигателя с выступающими полюсами и сделал обмотку статора распределенной по всей его окружности, благодаря чему значительно уменьшилось магнитное рассеяние по сравнению с двигателями Тесла.
Так трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором получил современные конструктивные формы. Вскоре Доливо-Добровольским было внесено еще одно усовершенствование, кольцевая обмотка статора была заменена барабанной.

После этого асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором приобрел современный вид.

Новое затруднение в развитии трехфазной техники возникло в связи с ограниченной мощностью первых источников энергии, как отдельных генераторов, так и электростанций в целом. Дело в том, что пусковой ток асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором может в несколько раз превышать номинальный, и поэтому включение двигателей мощностью свыше 2-3 кВт уже отражалось на работе других потребителей.

М. О. Доливо-Добровольский в 1890 г. изготовил двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью примерно 3,7 кВт и при первом же испытании установил значительное ухудшение пусковых свойств. Причина этого заключалась в том, что короткозамкнутый ротор был «слишком замкнут накоротко». При увеличении “сопротивления обмотки ротора пусковые условия заметно улучшались, но рабочие характеристики двигателя ухудшались.
Анализ возникших затруднений привел к созданию так называемого фазного ротора, то есть такого, обмотка которого делается, подобно обмотке статора, трехфазной и концы которой соединяются с тремя кольцами, насаженными на вал. С помощью щеток эти кольца соединяются с пусковым реостатом.
Таким образом, в момент пуска Рис. 6 9. Трехфазный включается в цепь ротора большое сопротивление. Двигатель М. О. Доливо-Добровольского с фазным противлением, которое выводится по мере Ротором и пусковым реостатом нарастания частоты вращения. На рис. 6.9, взятом из доклада Доливо-Добровольского на первом Всероссийском электротехническом съезде (1899 г.), показана принципиальная конструкция двигателя.
Но фазный ротор требовал устройства на валу контактных ко-> а это рассматривалось многими этектротехниками как недостаточный по сравнению с короткозамкнутым ротором, не имевшим трущихся контактов. Однако с этим недостатком пришлось мириться, и, несмотря на то, что впоследствии были разработаны различные меры по улучшению условий пуска крупных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, двигатель с контактными кольцами применяются в промышленности до Настоящего времени.

рис. 6.9


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .