Система с нейтральным проводом

Целям электропередачи отвечали также работы, связанные с изучением схем трехфазной цепи. В 80-90-я годах прошлого века рачительное место в электропотреблении занимала осветительная нагрузка, которая часто вносила существенную несимметрично систему. Кроме того, иногда было желательно иметь в своем растяжении не одно, а два напряжения: одно – для осветительной грузки, другое, повышенное, – для силовой.

Чтобы можно было регулировать напряжение а отдельных фазах и располагать двумя напряжениями в сисгеме (фазным и линейным), Доливо-Добровольский разработал в 1890 г. четырехпроводную схему трехфазной цепи, или, иначе, систему с нейтральным проводом.

Одновременно он указал, что вместо нейтрального, или нулевого, провода можно использовать землю. Доливо-Добровольский обосновал свои предложения доказательством того, что четырех про водная трехфазная система допускает определенную несимметрию нагрузки; при этом напряжение на зажимах каждой фазы будет оставаться неизменным. Для регулирования напряжения в отдельных фазах четырехпро-водной системы Доливо-Добровольский предложил использовать изобретенный им трехфазный автотрансформатор.

Таким образом, в течение 2-3-х лет были конструктивно разработаны все основные элементы трехфазной системы электроснабжения: трансформатор, трехпроводная и четырехпроводная линии передачи и асинхронный двигатель в двух его основных модификациях (с фазным и короткозамкнутым ротором). Из всех возможных конструкций многофазных синхронных генераторов, принцип построения которых был уже задолго до того известен, получили широкое практическое применение только трехфазные машины.

Так зародилась и получила свое начальное развитие трехфазная система электрического тока.