Было решено

Годом рождения электрификации вполне можно считать 1891 г., когда состоялось генеральное испытание трехфазной системы на Международной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне.

Поводом к организации этой выставки явились затруднения обербургомистра Франкфурта в выборе рода тока для центральной электростанции города. Вопрос «постоянный или переменный ток?» являлся предметом научных дискуссий в течение 80-х годов прошлого столетия.

Авторитетная международная комиссия, созданная по просьбе обербургомистра, тоже не пришла к соглашению и не смогла дать определенных рекомендаций.
Поэтому было решено организовать международную электротехническую выставку и дать возможность всем желающим лицам и фирмам продемонстрировать свои предложения и технические возможности. Была организована международная испытательная комиссия под пред елательством немецкого ученого Германа Гельмгольца. В число членов комиссии входил русский инженер Р. Э. Классон. Предполагалось, что комиссия проведет испытания всех предложенных систем и даст ответ на вопрос о выборе рода тока и перспективной системы электроснабжения.

Организаторы Франкфуртской выставки по инициативе видного немецкого электротехника О. фон Миллера предложили фирме АЭГ, в которой в то время работал Доливо-Добровольский, передать посредством электричества энергию водопада на р. Неккар (близ местечка Лауфен) на территорию выставки во Франкфурт.
Расстояние между этими двумя пунктами составляло 170 км. В Лауфсне в распоряжение строителей передачи выделялась турбина, дававшая полезную мощность около 300 л.с.

До этого времени дальность электропередачи, не считая нескольких опытных установок, не превышала 15 км, и некоторые компетентные специалисты полагали, что кпд установки может оказаться ниже 50%.

Правление фирмы АЭГ согласилось осуществить электропередачу, и Доливо-Добровольском у предстояло в течение года (!) спроектировать и построить асинхронный двигатель мощностью около 75 кВт и трехфазные трансформаторы мощностью 100-150 к В А. Изготовление генератора было поручено главному инженеру швейцарского завода «Эрликон» Ч. Броуну, который сотрудничал с Доливо-Добровольским в области конструирования многофазных машин.
Срок был чрезвычайно коротким, а задачи – весьма ответственными: во-первых, новая система тока должна была подвергнуться испытанию перед лицом представителей всего мира; во-вторых, масштабы испытания были невиданными. Двигатели и трансформаторы на такие мощности еще никогда не строились. Об опытных конструкциях не могло быть и речи. Доливо-Добровольский писал по поводу возникшей задачи: “Если я не хотел навлечь на мой трехфазный ток несмываемого позора и подвергнуть его недоверию, которое вряд ли удалось бы потом быстро рассеять, я обязан был принять на себя эту задачу и разрешить ее.
В противном случае опыты Лауфен – Франкфурт и многое, что должно было затем развиваться на их основе, пошли бы по пути применения однофазного тока”.

В августе 1891 г. на выставке впервые зажглись 1000 ламп накаливания, питаемых током от Лауфенской гидростанции; 12 сентября того же года двигатель Доливо-Добровольского привел в действие декоративный водопад. Налицо была своеобразная энергетическая цепь, небольшой искусственный водопад приводился в действие энергией естественного водопада, удаленного от первого на 170 км.

Рис. 6.11. Асинхронный двигатель 6.11), Доливо-Добровольского, изготовленный для выставки