Развитие автономного электротранспорта

Развитие автономного электротранспорта нашло свое продолжение в появлении теплоэлектрической тяги. Этот вид транспорта, на котором сохраняются все преимущества электрической тяги при первичном тепловом двигателе (дизель), открывал чрезызвычайно большие возможности.

Тепловоз, например, является гораздо более экономичным и более автономным локомотивом, чем паровоз. Впервые теплоэлектрическая тяга была осуществлена в 1903-1904 гг.

для привода нефтеналивных барж «Вандал» и «Сармат», построенных Сормовским заводом.

В дореволюционной России электрификация железных дорог не получила развития, несмотря на многочисленные проекты и выступления передовых русских деятелей, предлагавших электрифицировать важнейшие участки железных дорог. Даже начавшаяся электрификация дороги Петербург – Ораниенбаум не была завершена из-за Первой мировой войны.

Остались нереализованными несколько проектов сооружения электрифицированных железных дорог на Кавказе и в том числе электрификация участка Закавказской железной дороги на Сурамском перевале (проект был осуществлен после Октябрьской революции). Тепло-электрическая тяга на железных дорогах в дореволюционной России практически не получила никакого распространения.

Единственной областью применения электрической тяги в России был трамвай. С 1892 по 1900 г. трамвайное движение было открыто в 82 городах России, Всего до революции в России действовали 36 трамвайных предприятий в 35 городах» Сравнительно быстрое для дореволюционной России распространение трамвая объясняется значительно ускорившимся в конце XIX в. ростом городского населения, связанным с быстрым развитием капиталистического производства. Так, с 1840 г. городское население в России увеличилось почти в пять раз.