Атомистическое толкование

Естественно, что древние ученые и естествоиспытатели задумывались над причиной загадочных свойств магнита. Платон, например, объяснял их божественным происхождением.

Один из древних мудрецов Фалес (640-550 гг. до н.э.) считал причиной движения «душу», и поэтому, по мнению Аристотеля, наличие у магнита «души» вызывало притяжение к нему железа.

Очень образное объяснение свойств магнита дано в знаменитой поэме «О природе вещей» римского поэта Лукреция (99-55 гт.

до н.э.), написанной более двух тысяч лет назад.

«Мне остается сказать, по какому закону природы То происходит, что камень притягивать может железо,… Люди весьма удивляются камню такому… Прежде всего из магнита должны семена выделяться Множеством или же ток истекать, разбивая толчками Воздух, который везде между камнем лежит и железом, Только что станет пустым пространство меж ними, и много Места очиститься там, как тот час же, общею кучей Первоначала туда стремглав понесутся железа».

Несмотря на очевидную примитивность представлений Лукреция, следует отметить материалистическое, можно сказать, атомистическое толкование о строении вещества, о материальных «истечениях», заполняющих пространство вокруг магнита, которое в какой-то мере приближается к современным понятиям магнитных линий и магнитного поля.

С именем Фалеса связаны и дошедшие до нас предания о свойстве натертого янтаря притягивать легкие тела. По его мнению, в янтаре (как и в магните) имеется душа, являющаяся первопричиной притяжения.


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .